
Логопед в школе
Уверены ли вы в готовности вашего ребёнка к школе? Большинство из вас скажет, что да: он умеет читать и считать. В нашей школе на начало учебного года на занятия логопеда зачислено 30 детей из 2-4 классов с нарушением чтения и письма. Это не все дети, которым требуется логопедическая помощь, это предел наполняемости логопункта. Практически все они, придя в школу, умели читать и считать. Так откуда же взялись эти проблемы? Многие родители сразу предполагают, что это обычная лень, некоторые грешат на современные программы (и отчасти я с ними согласна). Но почему-то никто не скажет: «Мой ребёнок умеет играть», «Мой ребёнок умеет шнурки завязывать». Вы думаете это второстепенные вещи? Нет, это и многое другое, чему в раннем детстве не уделено было внимание, является наиважнейшим показателям психологической готовности к школе. Мы к этому вернёмся позже.
Чем же занимается школьный логопед: учит играть или шнурки завязывать? Почти в точку: учит слушать, слышать, отвечать, произносить, замечать, наблюдать, писать и читать. Но без игры это очень трудно сделать. Согласитесь, даже взрослые любят играть, а как интересно на вечеринке, дне рождения или свадьбе, когда есть игры, конкурсы и т.д. Но в детстве игра имеет превалирующее значение – ребёнок познаёт с её помощью мир! Давайте не будем об этом забывать.
Произношение – одна из сторон речи, коррекцией которой занимается логопед. Произношение – это не только неправильный звук, но и общая нечёткость речи. Обычно о таких людях говорят: «Не пойму что, но как-то не так разговаривает». Слишком быстрая или медленная речь, носовой оттенок голоса также накладывают отпечаток «некачественности речи». Как же это отражается на дальнейшем обучении? В первом классе – практически никак, ребёнок читает и пишет наравне со всеми. Но уже в начале второго класса, когда скорость чтения и письма возрастает, увеличивается объём материала, возникают и ошибки. Нечётко прочёл окончание слова («съел») – неточно понял содержание - неправильно записал. Такие ошибки сами собой не проходят, а только усиливаются из года в год. Напрасные призывы быть внимательным только раздражают ребёнка.
Но есть дети, которые всё отлично, достаточно чётко произносят, а пишут с ещё большим количеством ошибок. Причин может быть несколько: от банального невнимания до нарушения фонематического слуха. Внимание само по себе не развивается, его нужно «вырастить». Предвижу возражения некоторых мам, мол, а с моим никто не занимался, он сам такой внимательный. Да, некоторые дети имеют хорошие данные от рождения, но, уверяю вас, без вмешательства родителей здесь не могло обойтись. Например, одна мама, забирая ребёнка из сада, сажает его в машину и в лучшем случае задаёт дежурные вопросы, что ел, как спал. В худшем буркнет, чтобы отстал. Другая мама заберёт ребёнка и по дороге выпытает всё, что можно – от «что ел» до цвета кофточки у Марии Ивановны, и игрушки, которую принёс сегодня Серёжка. А может, мама с сыном идут пешком (вечерние прогулки очень полезны возбудимым детям) и считают ворон или ищут одинаковые деревья в парке, или играют в «города» и т.п. И придя домой, не спешат включать телевизор, а вместе накрывают стол для ужина и моют посуду. Вот тогда вряд ли ребёнок скажет, что хлеб растёт на дереве, а научится элементарно слушать и слышать взрослого.
Вернёмся к фонематическому слуху. Что же это за «сверх» способность такая, не каждому данная? Это обычное различение звуков (не букв) на слух: в слове бык первый звук «б» (не «бэ»). Как же трудно бывает детям, которых учат читать, произнося буквы – «бэ» и «а» – «ба». Даже если ребёнок правильно прочтет – хаос в голове обеспечен: почему не «бэа», а «ба»? Таким детям очень трудно даются при чтении слова со стечениями согласных – стол, друг. Они так и читают, пытаясь вставить лишний гласный призвук – сытол, дыруг. А на письме произойдёт либо обратный процесс – нужная гласная исчезнет – страна – стрна, либо вставится лишняя – жди – жиди.
Для развития фонематического слуха очень важна ритмическая речь – стихи, считалки, игры с речевым сопровождением, пение. Они просто НЕОБХОДИМЫ! Что же происходит сейчас. Дети знают стихи, но читают их либо монотонно, либо очень быстро. Где точки, вопросительные знаки, запятые? Откуда же им на письме взяться? А знание считалок не помогает найти водящего, потому что рука не слушает язык.
Теперь о руке. В последнее время только ленивый не говорит о пользе мелкой моторики. Но в чём заключается эта польза, никто не знает толком. Благодаря Интернету, множеству игр и пособий родители бросились развивать ручки малыша, но не все делают это грамотно. Здесь главное понять – для чего. Если ребёнок целый день будет складывать мозаику, шнуровать игрушечный ботинок или застёгивать пуговицы на панно, это вряд ли пойдет на пользу. А вот если ваш ребёнок умеет шнуровать свои кроссовки, застёгивать свою курточку, завязывать свою шапочку или поможет это сделать маме, если он может аккуратно собрать посуду со стола или порезать ножом огурец, а может даже зашить дырку на носке! – это не только необходимые умения, но и полезные. Ребёнок должен видеть цель и результат. Хорошо развитая мелкая моторика ещё не говорит о наличии чистой речи. И что у ребёнка будет красивый почерк, тоже не обязательно. Но что у ребёнка будет развиваться мышление, ориентировка в пространстве – это точно. Нельзя не сказать о графомоторных навыках – умении правильно копировать и самостоятельно писать буквы. Очень часто встречаются ошибки не столько зеркального написания букв, сколько их неправильный порядок написания, т.е. кроме того, что ребёнок теряет время на припоминание «как выглядит буква», он ещё и не знает с какого конца её писать. К сожалению, это издержки современных программ, где большую часть дети пишут в печатных тетрадях, по сути, только копируя буквы, процесс автоматизации навыка написания букв очень сокращён. Выходом может быть общение дома записками (со второго полугодия 1 класса).
Ещё большее значение в процессе обучения имеют навыки связного рассказывания. Эта проблема всплывает только к 5 классу. В начальном звене пересказ носит форму больше похожую на заучивание. Короткие рассказы пересказываются близко к тексту. А вот когда объём материала возрастает – природоведение, обществознание, история и т.д. – появляется выбор: либо учить всё подряд, либо выбрать главное, существенное. Но как выбрать главное, если ребёнок вместо того, чтобы просто сказать, что он упал с велосипеда, начинает «плясать от печки» и подключает мимо идущего дедушку или Мишку с пистолетиком? Рассказ получается и несвязным, и затянутым.
В заключение хочется сказать, что логопед – это не волшебник, не может он за два занятия «развести все тучи руками», и волшебной палочки у него нет, и помощников не так много. Если ребёнок 6 лет говорил вместо «сушка» «фуфка», не следует ждать, что через неделю ребёнок будет говорить хорошо. Это тяжёлый труд и логопеда, и ребёнка. Но без контроля со стороны родителей этот труд окажется Сизифовым. Поэтому, дорогие
родители, я с большим нетерпением жду вас по всякому поводу, который вам покажется удобным. Тем для общения превеликое множество, было бы желание и время.
С уважением, ваш логопед Ольга Петровна.

|
Пять вопросов логопеду
1. Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, занимающийся коррекцией речевых нарушений. Под «речью» подразумевается не только звукопроизношение, но и виды речи (устная и письменная) и её характеристики: плавность, внятность (дикция), связность, логичность, грамотность и т.д. Поэтому, если вас беспокоит нарушение произношения, голоса, заикание, проблемы с письмом или чтением и пр. – обратитесь к логопеду. Ограничений по возрасту нет, но лучше не терять время. Наиболее благоприятный возраст - дошкольный. Это связано как с предшкольной подготовкой так и с особенностями развития психической сферы ребёнка, профилактикой вторичных наслоений.
Логопед – это педагог, не врач. Но, поскольку логопедия является смежной наукой на стыке педагогики, медицины, психологии – следовательно, и методы этих наук применяются в логопедии.
2. Зачем исправлять речь?
Этот риторический вопрос достоин отдельной статьи. Но, отбросив рассуждения о современной грамотности, особенно в соцсетях, скажем просто: каждому человеку хочется, чтобы его уважали, принимали и понимали. А без речи это невозможно. Речь – это высшая психическая функция, доступная на Земле только человеку. По качеству речи судят об интеллектуальных способностях людей. Человек, не имеющий нормально развитых коммуникативных способностей, обречён на одиночество и непонимание со стороны окружающих, что, в свою очередь, отражается на его психическом здоровье. В этом смысле наше исконно русское слово «страдание» как нельзя лучше подчёркивает суть речевого нарушения.
3. Когда следует обращаться к логопеду?
Можно было бы ответить поговоркой: «чем раньше, тем лучше». Но насколько раньше? Речь матери ещё в утробе для ребёнка имеет огромное значение, ребёнок уже может воспринимать темп, мелодику, интонацию мамы. С момента рождения следует внимательно наблюдать за его общим развитием: умением правильно реагировать на речь близких, овладевать моторными функциями – сидеть, ходить, манипулировать предметами. Не хочется показаться банальной, но ностальгия по шнуркам и застёжкам на босоножках всё чаще посещает логопедов и психологов. Дети, даже будучи в школе, не умеют самостоятельно завязывать шнурки! Современные липучки и резинки отучили детей «напрягать» пальцы и мозги, а родители теряют такое важное качество как терпение.
Физиологическое косноязычие, которое ещё лет 20 назад было основным речевым недостатком, к сожалению, в наше время встречается очень редко. Речевые проблемы обрастают психологическими, наслаиваются одна на другую, усугубляются поведенческими расстройствами. Поэтому, не следует ждать, что всё «перерастёт». Обращайтесь к логопеду за консультацией начиная с 1.5-2х лет. Этим вы предупредите начинающиеся расстройства, либо уверитесь в правильности речи вашего малыша.
4. Сколько нужно заниматься?
На этот вопрос ни один уважающий себя логопед точно не ответит. Прогнозировать результат можно, но это не касается сроков. Речевой аппарат, способности и возможности каждого человека настолько индивидуальны, что один и тот же звук при сходных нарушениях у одних корректируется за месяц, а другим и года мало; один человек самостоятельно может справиться с заиканием, а у другого на эту борьбу уходит вся жизнь.
Значительно могут сократить сроки коррекции активное участие родителей и высокая мотивация самого «страдающего».
5. Почему логопед задаёт домашние задания?
В школе логопед даёт задания только на закрепление вызванных звуков, т.е. выучить и чётко произнести короткую чистоговорку или стихотворенье. А как же без этого? Вот представьте себе гимнаста: он ежедневно, по нескольку часов тренирует мышцы, вырабатывает навык каких-то сложных движений. А ведь язык – это тоже группа мышц, и их побольше, чем в руке или ноге! А речь, произношение – это тоже навык, приобретённый только опытом. Часто случается, что в кабинете логопеда ребёнок говорит чисто, красиво, а выходит и продолжает «свою песню» с исковерканным звуком. Так вот, чтобы не было этого кабинетного синдрома, нужно закреплять чистую речь ребёнка во всех ситуациях общения.
Дисграфия
Большинство взрослых никогда не встречали этот термин, однако многие из нас имели это нарушение в младшем школьном возрасте. С одними дополнительно занимались учителя и в дальнейшем проблемы были минимальные, а у других дисграфия пустила корни так глубоко, что повлияла даже на их судьбу.
Что же это за «болезнь»?
Это не болезнь. Дисграфия – устойчивое специфическое нарушение письменной речи. Именно речи, а не просто письма. Ведь многие дисграфики могут отлично копировать буквы, списывать с печатного текста, а вот самостоятельно написать даже простое предложение без ошибок не могут.
Специфичность письменных ошибок разнообразна. От простой лени и невнимательности они отличаются тем, что ребёнок не может сам контролировать свои действия при письме. Письмо очень сложный процесс, в нём задействованы более десятка операций, начиная от различения слова, звука и заканчивая тонким движение пальцев и проверкой.
Как же понять – дисграфия это или лень? Есть ошибки орфографические и дисграфические. Если ребёнок плохо выучил правило и не научился его применять, например, не проверяет гласную в корне слова и вместо «глаза» пишет «глоза» (потому что ему лень подобрать проверочное слово «глаз»), тогда это орфографическая ошибка. Ну а если ребёнок вместо того же «глаза» пишет «гласа» - тогда это ошибка слуха, т.е. дисграфическая и без логопеда вам не обойтись.
К дисграфическим ошибкам относятся:
-написание слов так, как их произносит ребёнок, например, если не выговаривает какие-то звуки – масына вместо машина, лука вместо рука и т.п.;
-пропуски звука или слога – сотрю вместо смотрю, мшка вместо мишк, кова вместо корова;
- несоблюдение границ предложения, нет точек и заглавных букв;
- слитное написание слов или разрыв слов: уменя вместо у меня, пры гала вместо прыгала;
-перестановки букв в слове или искажение слов, добавление лишних букв: молототок вместо молоток, помирод вместо помидор;
-неправильное согласование слов в предложении: зелёная дуб, хитрая лису.
Это наиболее часто встречающиеся дисграфические ошибки. Видов дисграфии всего четыре. Однако они редко встречаются в чистом виде, а чаще сочетаются, например, ребёнок пропускает буквы и слитно пишет предлоги со словами.
Мы говорим о частотных, а не о единичных ошибках. Если таковых делается больше 4-5 на страницу, тогда это нарушение письма, если 1 – невнимательность.
Дисграфия часто «приходит» не одна, а в компании дислексии – нарушения чтения. Кстати, в зарубежной специальной литературе вы не найдёте определения дисграфии, это сугубо российский термин.
И дислексия, и дисграфия относятся к наиболее опасным школьным проблемам, поскольку их коррекция занимает порой несколько лет, в зависимости от тяжести, и самостоятельно не устраняется. Если ваш ребёнок делает множество таких ошибок, ему необходима помощь, а не нотации. И чем раньше вы обратитесь за этой помощью, тем лучше, иначе перерастут эти ошибки в дизорфографические, точнее говоря, в патологическую безграмотность. |